Кто виноват – турист или туристическая компания? Cуд встал на сторону туриста

В августе 2022 года в рамках проекта «Доступная защита ваших прав – 2 этап»  в Региональный центр защиты прав потребителей обратилась молодая семья по поводу обмана со стороны  смоленского турагентства «Триумф» и московского туроператора « Библиоглобус».

Семья заключила с турагентством «Триумф» договор на покупку тура  в Республику Кипр,  были переданы паспорта, оплачены деньги. Осталось немногое – собрать вещи в поездку  и долгожданный вылет через 2 дня. Но ситуация  стала разворачиваться неприятным образом. Несколько лет назад эта семья уже отдыхала за границей, была оформлена Шенгенская виза. И как считали смоляне, эта виза была многократной. При подписании договора и передаче паспортов турагентство  проверило наличие визы у всех членов семьи и подтвердило – да, этой визы достаточно для новой поездки. На следующий день после заключения договора семья решила проверить «на всякий случай»  действительность Шенгенской визы на дату вылета. Оказалось, что в паспорте стоит значок «1». Интернет подтвердил, что такой знак указывает на однократность визы. Получается, что свою визу семья уже использовала и не может повторно въехать в страну Шенгенского соглашения, о чем туристическая компания не могла не знать. Попытки связаться с руководителем турагентства  — Михайловой С.В.  оказались  безрезультатными – телефон и мессенджеры молчали. Тогда глава семьи позвонил в  «Библиоглобус»  и попросил дать разъяснение по ситуации. Ответ туроператора не заставил ждать – через 2 часа пришло сообщение —  «Тур  аннулирован».  

Юристы Регионального центра оперативно помогли пострадавшей семье составить претензию турагентству и турператору. Была надежда, что спор не дойдет до суда, ведь абсолютно очевидно прослеживалась вина последних. «Библиоглобус» не посчитал нужным  даже ответить, а  «Триумф» ответил, что семья сама виновата и возврата денежных средств не будет.

Дело приняло судебный характер. Наиболее примечательным обстоятельством  судебного рассмотрения спора  являлась позиция г-жи Михайловой,  руководителя «Триумфа». По ее мнению  турагентство ни за что не отвечает.  Как заявила Михайлова: «Наше дело принять документы и отправить в Москву», т.е. функции диспетчера или оператора, а турист сам должен отвечать за свои документы.  Все это было бы смешно, если бы не столь бесконечно грустно – несостоявшийся отдых, потеря большой суммы денег, которые семья копила не один год.

Доводы юриста Регионального центра защиты прав потребителей, представлявшей интересы семьи, были поддержаны Заднепровским районным судом г. Смоленска. Решением суда от 26 декабря 2022 года в пользу туристов взысканы —  сумма, заплаченная по договору, неустойка, компенсация морального вреда и штраф. Итоговая сумма превысила 294 000 рублей.

За пределами судебного рассмотрения остался только один вопрос – можно ли доверять  и отдавать свои деньги  таким «горе» туристическим компаниям?  Ответ напрашивается сам за себя..

Региональный центр защиты прав потребителей не рекомендует смолянам пользоваться услугами турагентства «Триумф» (г.Смоленск, ул.Пригородная, д.1а) и туроператора «Библиоглобус».

Если вы попали в трудную ситуацию и Вам требуется квалифицированная юридическая помощь, Вы можете обратиться к нам!