Финансовая ловушка: Чем опасен договор инвестиционного страхования жизни?

Многие из нас помнят печальный опыт финансовых пирамид, таких как МММ, и убедились, насколько сложными и рискованными могут быть валютные рынки. Несмотря на этот горький опыт, граждане продолжают становиться жертвами финансового мошенничества, зачастую в самых, казалось бы, надежных местах.

В последние годы многие банки по всей стране, в том числе и в нашем регионе, активно предлагают клиентам заключить «очень выгодные» договоры инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Названия таких продуктов звучат крайне привлекательно — например, «Новый уровень. Сила Китая» — и вводят в заблуждение. Чаще всего на это ведутся граждане старшего возраста, желающие сохранить свои сбережения на «чёрный день». Они доверяют сотрудникам банков и, не понимая сути договора, легко подписывают его, не подозревая, что попадают в финансовую ловушку. В результате люди лишаются не только возможности вернуть вложенные средства, но и получить обещанный «инвестиционный доход».

Типичный случай из практики

Пожилой житель Смоленска обратился в Региональный центр защиты прав потребителей за правовой помощью. Желая защитить свои многолетние сбережения от инфляции, он пришёл в отделение одного из местных банков, чтобы открыть надёжный вклад. Однако сотрудники банка убедили его отказаться от этой идеи, настойчиво предложив «более выгодный» и «беспроигрышный» способ вложения средств — заключить договор ИСЖ. Вместо ожидаемого дохода этот непонятный договор оказался «котом в мешке». После его окончания выяснилось, что пенсионер не только не получил прибыль, но и потерял значительную часть своих сбережений.

Когда он обратился в банк за возвратом денег, сотрудники заявили, что банк здесь ни при чём — якобы договор ИСЖ был заключён не с банком, а со страховой компанией, и решать вопрос нужно именно с ней. После бесполезной переписки со страховой компанией, которая отказала в выплате, сославшись на «западные санкции», гражданин обратился к юристам Центра.

Юристы провели правовой анализ договора и ситуации в целом, помогли составить иск и представляли интересы заявителя в суде. Суд удовлетворил требования смолянина, признал договор недействительным и постановил взыскать со страховой компании остаток невыплаченной суммы, проценты, компенсацию морального вреда и штраф. Решение было оставлено в силе Смоленским областным судом, и пожилому жителю региона вернули его деньги.

Как работают подобные схемы

Региональный центр защиты прав потребителей разъясняет механизм таких по сути мошеннических договоров:

  1. Подмена понятий. Вместо простого и понятного депозита (договора вклада) клиенту навязывают сложный финансовый продукт, маскируя его под «выгодную альтернативу вкладу».
  2. Сложность договора. Мало кто из неподготовленных людей, особенно пенсионеров, способен разобраться в хитросплетениях терминов и условий договора ИСЖ.
  3. Неполная информация. Менеджеры банка «забывают» сообщить, что банк выступает лишь посредником, а договор клиент заключает со страховой компанией. Заманчивые обещания высокой доходности сопровождаются умолчанием о реальных рисках. Клиенту не объясняют, что он может не только не получить прибыль, но и потерять большую часть вложенной суммы.
  4. Использование доверия к бренду. Пожилой человек, уверенный в порядочности и честности сотрудников крупного банка, всецело доверяет их рекомендациям.

Подобные вложения средств сопряжены с высокими рисками. Несмотря на жёсткую критику со стороны Центробанка, инвестиционное и накопительное страхование жизни (ИСЖ и НСЖ) остаются популярными среди российских вкладчиков. К сожалению, такие инвестиции часто приводят к существенным финансовым потерям. По мнению аналитиков, с учётом инфляции в последние годы зарабатывали на этих продуктах только страховые компании и банки-агенты, но не сами клиенты.

Растущее количество обращений смолян в Региональный центр защиты прав потребителей , заключивших в банках подобные договоры и рискующих потерять свои средства, свидетельствует об актуальности этой проблемы в нашем регионе.

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, наши юристы помогут разобраться в проблеме и защитят ваши интересы в суде. Именно судебное решение определяет возможность реального возврата средств, вложенных в такие «неудачные» финансовые продукты.

В рамках проекта «Финансовая инклюзия: обучение, просвещение, правовая поддержка» (при поддержке Министерства Смоленской области по внутренней политике) Региональный центр защиты прав потребителей проводит «горячую линию» и приём граждан, пострадавших от действий смоленских банков и страховых компаний по заключённым договорам ИСЖ.


Прием граждан осуществляется по предварительной записи в помещении СООО «Региональный центр защиты прав потребителей» с 10:00 до 19:00 по адресу: г. Смоленск ул. Ленина д.12-а


Телефоны «горячей линии», предварительной записи на прием: (4812) 40-15-19.