Верховный суд защитил жертв кредитных мошенников. Что делать, если на вас оформили кредит без вашего ведома?

Звонок из банка о чужом кредите — кошмар, который стал реальностью для многих. Мошенники, притворяясь сотрудниками силовых структур, получают доступ к вашим данным и дистанционно оформляют займы. Банки часто отказываются списывать такие долги, а уголовные дела замирают. Единственный выход — суд.

До недавнего времени при рассмотрении подобных дел судебная практика складывалась неоднозначно: в большинстве своем суды разных уровней признавали вполне законным выданный дистанционным способом кредит — мол, раз код введен — значит, это вы и дали согласие; нечасто – слуги закона находили в оформлении кредитов «пробелы», допущенные банком, который обязан отвечать за безопасность оформления подобных сделок, и в итоге защищали обманутых потребителей, отменяя кредитные долги. И ситуации разные, и действия мошенников отличаются, поэтому и подход судей к каждому гражданскому делу строго индивидуальный.
Теперь Верховный суд занял четкую позицию: СМС-код — это не всегда ваша подпись! Если кредит оформлен мошенниками, а банк не обеспечил безопасность сделки, долг можно оспорить.
Верховный суд России указал, что для разрешения вопроса о признании договора заключенным, а также о его действительности или недействительности необходимо установить лицо, от которого исходило волеизъявление на совершение сделки (в том числе выяснить, является ли на самом деле таким лицом субъект, от имени которого заключен кредитный договор, или данное лицо совершало лишь технические действия, опосредующие волеизъявление третьих лиц). Проще говоря, суд должен выяснить, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЧЕЛОВЕК САМ хотел взять этот кредит, или его обманули».

Что это меняет?

  • У обманутых граждан появился реальный шанс оспорить долг;
  • Банки теперь обязаны лучше защищать клиентов.
  • Суды будут тщательнее разбираться в таких делах.

В рамках проекта «Финансовая инклюзия: обучение, просвещение, правовая поддержка» (при поддержке Министерства Смоленской области по внутренней политике) Региональный центр защиты прав потребителей проводит «горячую линию» и приём граждан, пострадавших от действий телефонных мошенников.

Прием граждан осуществляется по предварительной записи в помещении СООО «Региональный центр защиты прав потребителей» с 10:00 до 19:00 по адресу: г. Смоленск ул. Ленина д.12-а

Телефоны «горячей линии», предварительной записи на прием: (4812) 40-15-19.