Гарантия на товары, ввезенные по параллельному импорту
Что делать, если купили товар по параллельному импорту, а он оказался с браком? Кто должен доказывать наличие недостатков на нём — сам потребитель или продавец?
По общему правила, в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей производитель так же, как и продавец, вправе устанавливать на товары гарантийные сроки. В случае обнаружения брака, бремя доказывания возникновения недостатка в товаре либо каких-то отступлений от договора купли-продажи на этот товар возлагается на продавца или производителя.
Если же гарантийный срок продавцом и производителем не определены, то потребитель в любом случае имеет право обратиться к продавцу, производителю в течение двух лет. Но в данной ситуации бремя доказывания уже ложится на самого потребителя. Именно он должен доказать, что недостаток товара возник до передачи ему товара, то есть в процессе производства, либо перевозки, хранения, либо реализации товара у продавца. Соответственно потребитель обязан самостоятельно сделать экспертизу товара и ее результаты представить продавцу либо изготовителю одновременно с выставлением своих требований.
В отношении товаров, которые ввезены по параллельному импорту, в настоящее время действуют те же нормы законодательства о защите прав потребителей. Как заявили представители Ассоциации компаний интернет-торговли Ozon, DNS, «Яндекс.Маркет», «М.Видео» — на гаджеты, бытовую технику и электронику, ввезённые в Россию по параллельному импорту, действует гарантия в один год. Но после истечения этого срока покупатель не теряет право на защиту своих прав: он может обратиться с претензиями на качество товара к продавцу в течение двух лет, если самостоятельно докажет, что дефект возник до продажи.
Региональный центр защиты прав потребителей рекомендует: перед приобретением подобных товаров узнавать в магазине, установлен ли на конкретный товар гарантийный срок, а при покупке проверять наличие подтверждающего документа (например, гарантийного талона).