Оказание медицинских услуг ненадлежащего качества

К медицинским услугам относится любое медицинское вмешательство, целью которого является профилактика, диагностика, лечение заболеваний, а также реабилитация после лечения.

Медицинские услуги могут быть оказаны:

✓    по полису ОМС — услуги, входящие в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Смоленской области, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

✓    на платной основе по письменному договору по желанию потребителя.

Медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя). Такое согласие должно содержать полную информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Требования к качеству, объему, срокам оказания медицинских услуг

Медицинская помощь должна оказываться своевременно с учетом правильно выбранного метода профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степени достижения запланированного результата.

Качество медицинских услуг должно соответствовать:

1.  Порядку оказания медицинской помощи и Стандартам медицинской помощи, утвержденных Приказами Минздрава РФ.

2.   Условиям договора, в случае оказания платных медицинских услуг.

В договоре о предоставлении платных медицинских услуг должна содержаться информация:

•  сведения о медицинской организации,

•  сведения о потребителе;

•  перечень платных услуг медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

•  стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

•  условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

•  ответственность сторон за невыполнение условий договора и другое.

Права потребителя в случае оказания услуг ненадлежащего качества

Если Вы считаете, что Вам оказана медицинская услуга ненадлежащего качества (например, в результате оказания услуги ухудшилось самочувствие, результат не достигнут, необходимо повторно обращаться за медицинской помощью и другое), то Вы вправе потребовать по своему выбору:

✓   бесплатно устранить недостатки услуги;

✓   соразмерно уменьшить цену услуги (при оказании платных услуг);

✓   повторно оказать медицинскую помощь без взимания платы;

✓   возместить расходы по устранению недостатков услуги.

✓  В случае оказания платных медицинских услуг потребитель также вправе потребовать расторжения договора и возврата денежных средств, если исполнитель услуг не исправит недостатки услуги либо недостатки являются существенными. Для подтверждения факта оказания услуг ненадлежащего качества Вам понадобятся доказательства. Например, выписки и справки из истории болезни, фотографии недостатков услуги, аудиозаписи разговоров, свидетельские показания, экспертиза качества медицинских услуг и другое.

Алгоритм действий потребителя в случае оказания услуг ненадлежащего качества

1.  Для получения информации об оказанных услугах, диагнозе, о состоянии, лечении запросите в медицинском учреждении копию медицинской карты (выписку из нее).

2.  Обратитесь с письменной претензией к исполнителю услуг (заведующему отделением или главному врачу больницы). В претензии необходимо указать, по какой причине вы считаете оказанные услуги некачественными, а также заявить свое требование. К претензии необходимо приложить доказательства оказания услуг ненадлежащего качества.

3.  Если услуги оказаны по полису ОМС: обратитесь с письменной жалобой в вашу страховую организацию для проведения экспертизы документов по оказанным медицинским услугам. Контакты организации находятся непосредственно на полисе ОМС. Страховая организация вправе проводить экспертизу качества оказанной помощи.

4.  Обратитесь с жалобой в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области (214001 г. Смоленск, Чуриловский тупик, д.2, телефон +7 (4812) 30-48-77;  сайт: (https://smolfoms.ru/ ), в случае, если страховая организация не решила ваш вопрос по некачественной медицинской помощи.

5.  Обратитесь в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) по Смоленской области (г. Смоленск, ул. Большая Советская, д. 30/11, 4-ый этаж.); телефон +7 (4812) 30-25-09, сайт: https://67reg.roszdravnadzor.gov.ru/  Министерство здравоохранения Смоленской области (214008, г.Смоленск, пл.Ленина, д.1, телефон +7 (4812) 29-22-01, сайт: https://zdrav-smolensk.ru/  с целью проверки соблюдения порядка и сроков оказания медицинской помощи, соблюдения протоколов лечения, качества медицинских услуг и т.д.

6.  При невозможности решения спора в добровольном порядке, обратитесь с иском в суд. К иску нужно приложить доказательства оказания некачественной услуги, документы, подтверждающие обращения к исполнителю услуг.

7.  При отказе исполнителя удовлетворить требования в добровольном порядке может потребоваться независимая экспертиза качества услуг. Для этого необходимо обратиться в экспертную организацию.

8.  Оказание некачественных медицинских услуг часто связано с причинением вреда здоровью. С целью установления степени тяжести вреда необходимо обратиться в полицию для получения направления на медицинское освидетельствование и установление степени тяжести причиненного вреда здоровью.

Также, необходимо направить заявление о факте некачественного оказания медицинских услуг в прокуратуру, это понадобится для дальнейшего обращения в суд с учетом особенностей рассмотрения дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Получить консультацию по вопросам некачественного оказания медицинских услуг и порядка действий потребителя можно по телефону «горячей линии» Регионального центра защиты прав потребителей, телефон +7(4812) 40-15-19.