ВОЗВРАТ ЛЕКАРСТВ В АПТЕКУ. КОГДА МОЖНО, А КОГДА НЕТ!
Весна – время обострений хронических заболеваний у людей, проживающих в средней полосе Европейской части России. И, к сожалению, наш регион – не исключение. В борьбе за свое здоровье первым делом жители Смоленской области обращаются в аптеки для покупки лекарственных средств или медицинских изделий различного назначения и спектра действия, однако часто бывает, что уже после приобретения лекарственных препаратов, средств личной гигиены, приборов для контроля показателей здоровья и т.п., потребитель осознает, что поспешил с покупкой, и товар не подходит ему по характеристикам или назначению, либо в его использовании и вовсе нет необходимости, после чего решает вернуть его. При этом продавец наотрез отказывается принимать или обменивать данный товар. Региональный центр защиты прав потребителей поможет Вам разобраться в правомерности такого отказа.
Согласно п. 2.17. «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 (ред. от 22.04.2014), приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. Аналогичная норма установлена Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, утвердившим «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
Таким образом, продавец действует в пределах установленного законодательства, отказывая Вам в возврате или обмене аптечного товара. При этом следует учитывать, что возврату и обмену не подлежат товары исключительно надлежащего качества. В том случае, если лекарственные препараты или медицинские изделия не соответствуют государственным стандартам качества, продавец обязан принять такой товар.
В случае, если у товара обнаружен недостаток, то согласно ст. 18 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе:
• Заменить его на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
• Заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
• Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
• Отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар продавцу.
Недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать:
• Истекший на момент продажи срок годности;
• Отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;
• Несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
• Отсутствие инструкции по применению препарата;
• Несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
• Наличие в упаковке брака — сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.
Кроме того, Вы праве рассчитывать на замену товара и в том случае, если товар соответствует государственным стандартам качества, но продавец перепутал наименование товара, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства. Вернуть лекарство возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, предусмотренных нормативно-правовыми актами, а именно: рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 2.1. «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров), поскольку у рецептурных препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, которые могут усугубить состояние покупателя.
Будьте внимательны и осмотрительны при покупке лекарственных препаратов, проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы, требуйте проверки приборов в Вашем присутствии, если это технически возможно.
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ТОВАР НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, А ПРОДАВЕЦ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ЕГО ПРИНЯТЬ ИЛИ ЗАМЕНИТЬ?
В данном случае необходимо в двух экземплярах составить претензию в свободной форме с подробным описанием сложившейся ситуации и требованием вернуть или заменить товар, имеющий недостаток. К претензии следует приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, а также при наличии: рецепт врача, гарантийный талон и показания свидетелей.
На одном из экземпляров продавец обязан поставить свою подпись с указанием Ф.И.О. и занимаемой должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Данный экземпляр остается у покупателя с целью наличия доказательства о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. В случае отказа продавца от принятия соответствующей претензии или проставлении отметки о ее принятии, следует направить указанную претензию почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении и описью вложения.
При составлении претензии следует иметь ввиду отличие понятий «замена» и «обмен». Первый термин используется при требовании в отношении некачественного товара, а второй – в отношении качественного.
Будьте здоровы и знайте свои права!