Банк России выявил несколько недобросовестных практик в автокредитовании
Банк России в ходе поведенческого надзора выявил в автокредитовании недобросовестные практики по предоставлению потребителю дополнительных платных услуг, которые могут увеличить расходы, ввести заемщика в заблуждение относительно условий заключаемых договоров, а также стать причиной несоблюдения его прав, предусмотренных законом. Об этом говорится в сообщении регулятора.
«Клиентам предлагают дорогостоящие консультационные услуги по страхованию, притом что за такие консультации обычно платить не нужно, или скидку на автомобиль, но только при условии его покупки в кредит или приобретения дополнительных платных услуг. Кроме того, известны случаи, когда заемщиков намеренно плохо информируют об условиях сделки. В результате клиенты несут дополнительные расходы, приобретая ненужные товары или услуги, и не могут быть полностью защищены действующим регулированием», — говорится в сообщении.
О дополнительных платных услугах
Так, помимо недобросовестных консультаций потребителей и предложения им услуг с кратно завышенной стоимостью среди подобных практик ЦБ также выявил продажи потребителю дополнительных платных услуг, при отказе от которых денежные средства не возвращаются или возвращаются частично. «Кредиторам и третьим лицам, предлагающим дополнительные услуги потребителям, необходимо воздержаться от использования договорных конструкций, не предполагающих возврата денежных средств, если соответствующая услуга фактически имеет длительный характер», — указывает регулятор.
Кроме этого, кредиторы практикуют и невключение дополнительных услуг в заявление о выдаче кредита или дополнительных услуг. Банк России рекомендует включать все дополнительные услуги, на приобретение которых заемщик согласился при оформлении автокредита и в предложении которых участвовал кредитор (включая этап подачи первоначальной заявки на кредит), в заявления о предоставлении кредита или дополнительных услуг.
О скидках при покупке авто
Также ЦБ отметил распространившуюся практику по предоставлению скидки под условием покупки транспортного средства в кредит или приобретении дополнительных платных услуг (товаров, работ).
«Подобная практика препятствует или усложняет для потребителя реализацию прав на отказ от дополнительных услуг и возврат денежных средств за них, а также на досрочный возврат кредита», — указал ЦБ.
Кредиторам рекомендуется воздержаться от участия в финансировании сделок, которые препятствуют потребителю в реализации законодательных прав и гарантий, в том числе предполагают увеличение его долговой нагрузки в случае отказа от дополнительных услуг.