На какие уловки идут компании, чтобы не возвращать потребителям предоплату за товары и услуги.

В связи приближением Новогодних праздников и одновременным ростом количества обращений, СООО «Региональный центр защиты прав потребителей» разъясняет, на какие уловки идут компании, чтобы не возвращать потребителям предоплату за товары и услуги.

Законодательство Российской Федерации предусматривает множество безусловных прав потребителей, в том числе на возврат товара или отказ от какой-либо услуги. И хотя в последние годы объем таких прав подвергся значительным изменениям (например, невозвратные авиабилеты), все же для большинства областей потребительских правоотношений нет никаких исключений, что формирует для потребителей комфортную покупательскую среду.

Для предпринимателей указанные обстоятельства не менее выгодны, чем для потребителей, поскольку именно в комфортной покупательской среде, основанной на повышенном уровне потребительского доверия, измеряемом ВЦИОМ, и высоком индексе потребительской уверенности, измеряемом Росстатом, уменьшается недоверие к предоплате сделки, а также количество времени на принятие решение о покупке.

Тем не менее, многие компании используют следующие уловки, чтобы не возвращать потребителям предоплату за товары и услуги.

Опцион

Опционные договоры – форма правоотношений, появившаяся сравнительно недавно. В рамках такой сделки (статья 429.3 Гражданского кодекса Российской Федерации) одна сторона вносит оплату опциона, а другая обязуется по первому требованию совершить предусмотренные договором действия. Причем по смыслу закона плата за опцион представляет из себя не предоплату товара или услуги, а плату «за право заявить требование по опционному договору». Указанной выше нормой предусмотрено, что «при прекращении опционного договора платеж возврату не подлежит», если договором не предусмотрено иное. Однако опционный договор предназначен в основном для сделок на финансовом рынке и в обычных потребительских сделках эти правила не применяются.

При этом, согласно статье 32 Закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Подарочный сертификат

Подарочный сертификат выступает в качестве непоименованного договора, в соответствии с которым покупатель вправе потребовать любой товар, имеющийся у магазина, в рамках указанной в сертификате суммы и оговоренного срока, а магазин обязан в рамках данной суммы и срока передать товар.

Деньги, полученные по подарочным сертификатам, нельзя считать безвозмездно полученными, так как у продавца возникает обязательство перед держателем подарочных сертификатов принять данный сертификат в качестве средства платежа за товар. Невыполнение данной обязанности в установленный сертификатом срок, в том числе и по причинам, не зависящим от продавца, не может являться основанием для изменения квалификации правоотношений сторон, как безвозмездных.

В связи с этим по истечении срока действия подарочных сертификатов при неиспользовании их держателем потенциальной возможности покупки товара уплаченные за них денежные средства являются неосновательным обогащением продавца и подлежат возврату.

При прекращении договора в связи с истечением срока его действия обязательства сторон прекращаются, и у продавца отсутствуют основания для удержания полученной от потребителя денежной суммы, что влечет необходимость ее возврата.

Тем самым плата за подарочный сертификат — это не плата за товар, а аванс (предоплата) за товар или услугу. Если договор прекратился, а товары не переданы или услуги не оказаны, у продавца больше нет права удерживать уплаченные за сертификат деньги — они являются его неосновательным обогащением.

Если у Вас вышел срок действия подарочного сертификата, Вы имеете право обратиться с письменной претензией к продавцу, а при отказе продавца в возврате Вам суммы, уплаченной за сертификат, Вы вправе обратиться в суд.

Акт выполнения работ

Настойчивое предложение подписать акт, в котором потребитель заранее соглашается с объемом и качеством выполненных работ (оказанных услуг) до их фактического оказания, – особенно часто встречающееся нарушение прав потребителей. В последующем, когда клиент понимает, что его обманули, услуги ему были навязаны, оказались слишком дорогими или некачественными, попытка отказаться от договора на основании ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» приводит к тому, что исполнитель демонстрирует соответствующий акт, а также «результаты» услуги, чаще всего подготовленные за несколько минут. В последующем потребителю крайне сложно доказать свою правоту даже в суде, поэтому Региональный центр защиты прав потребителей настоятельно не подписывать акты выполненных работ и оказанных услуг до их фактического принятия и ознакомления с результатами.

Если у вас возникли вопросы, нуждаетесь в профессиональной защите — мы всегда будем рады вам помочь!