Верховный Суд разрешил не соблюдать написанный на сайте магазина порядок направления претензий
Условия договора, ущемляющие права потребителя, в том числе ограничивающие его право предъявлять требования о ненадлежащем качества товара, в силу Закона о защите прав потребителя являются недействительными, указывает Верховный суд РФ.
Он отмечает, что покупатель имеет право выслать претензию салону, где был куплен товар, а не досконально следовать инструкциям на сайте магазина.
Суть дела
Верховный суд рассмотрел спор покупателя коммуникатора и кожаной панели Apple с сетью магазинов электроники: в процессе эксплуатации в сотовом телефоне перестала работать видеокамера и потребитель направил ответчику претензию по месту нахождения салона, в котором он купил телефон. Однако почта вернула претензию отправителю из-за истечения срока хранения.
Тогда покупатель обратился в суд и ответчик внес 108 389 рублей на публичный депозитный счет нотариуса в качестве возврата истцу денежных средств, уплаченных за товар ненадлежащего качества, которые по распоряжению нотариуса были выданы заявитель.
Установив, что в приобретенном истцом коммуникаторе имеется производственный недостаток и потребитель отказался от исполнения договора купли-продажи в течение 15 дней со дня его приобретения, суд первой инстанции признал правомерными требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы. Но это требование ответчик исполнил добровольно. Суд также взыскал в пользу клиента магазина компенсацию морального вреда и расходы на представителя.
Между тем, отказывая в присуждении неустойки и штрафа, суд первой инстанции сослался на то, что ответчик не мог провести проверку качества товара и удовлетворить требования истца в добровольном порядке, поскольку не получил претензию потребителя по независящим от него обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции признал такой вывод неправомерным, а направление потребителем претензии по месту приобретения товара надлежащим и взыскал в пользу истца неустойку и штраф. Кассационный суд такое решение поддержал.
Позиция ВС
Требования об обмене, замене или возврате товара могут быть предъявлены потребителем, в частности, в магазине или ином торговом объекте по месту покупки товара. Такие требования могут быть предъявлены продавцу как устно, так и письменно, в том числе путем направления почтой.
К письменным обращениям потребителя подлежат применению положения статьи 1651 Гражданского кодекса, в соответствии с пунктом 1 которой заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно материалам дела, покупатель потребовал возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы, направив продавцу письменное требование об этом по адресу торгового объекта, в котором был приобретен этот товар.
Ответчиком действий по получению данного почтового отправления и добровольному удовлетворению требований потребителя сделано не было, в то время как организация получения требований и претензий потребителей по месту осуществления торговой деятельности, а также доведение до потребителей надлежащей информации о почтовом адресе торгового объекта является обязанностью продавца.
Указанных в пункте 4 статьи 13 Закона о защите прав потребителей обстоятельств, в силу которых продавец мог быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности в добровольном порядке удовлетворять правомерные требования потребителя, судами не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей удовлетворил требования потребителя о взыскании неустойки и штрафа.
Доводы заявителя о том, что сторонами был согласован иной порядок предъявления претензий, в том числе о наличии на сайте ноу-хау.рф информации о порядке возврата и обмена товара не могут служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений.
Кроме того, следует иметь ввиду, что условия договора, ущемляющие права потребителя, в том числе ограничивающие его право предъявлять требования о ненадлежащем качества товара, в силу Закона о защите прав потребителя являются недействительными», — отмечает ВС.
Таким образом, к установленным обстоятельствам дела нормы материального права судами апелляционной и кассационной инстанций применены правильно, пришла к выводу высшая инстанция.
Если у вас возникли вопросы, нуждаетесь в профессиональной защите — мы всегда будем рады вам помочь!