Новые поправки в КоАП РФ по ответственности за навязывания услуг или товаров и нерассмотрения предпринимателями претензий потребителей
Потребители часто сталкиваются с ситуацией, когда претензии, направленные в адрес продавцов и исполнителей, остаются не полученными, а если и получены, то оставлены без ответа. Зачастую сотрудники организаций уклоняются от принятия претензий и заявлений, которые потребители приносят в офис или магазин. Нередкими являются и нарушения, связанные с навязыванием различных дополнительных услуг потребителям.
30.10.2023 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, согласно которым предусмотрен штраф не только за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату (с указанием на обязательность их приобретения), но и за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, а равно уклонение от рассмотрения таких требований.
Штраф предусмотрен:
— за навязывание услуг или товаров: для должностных лиц – от 2 до 4 тыс. руб.; для юрлиц – от 20 до 40 тыс. руб.,
— за отказ от рассмотрения требований: для должностных лиц – от 12 до 30 тыс. руб.; для юрлиц – от 100 до 300 тыс. руб.
Причем отказ или уклонение от рассмотрения доказываются очень просто — достаточно почтового уведомления о направлении претензии в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя (официальный адрес электронной почты), и истечение срока рассмотрения такого обращения.
Изменение направлено именно на стимулирование предпринимателей и организаций вступать в диалог с потребителем, не игнорировать его требования, своевременно направлять ответы на претензии с разъяснением своей позиции и стараться урегулировать конфликт в досудебном порядке.
Для того чтобы избежать штрафов достаточно вручать ответы на претензии потребителям в письменном виде под роспись или направляя почтой с уведомлением о вручении.
Региональный центр защиты прав потребителей рекомендует гражданам, кому были навязаны ненужные услуги или товары или чьи претензии остались нерассмотренными, обращаться в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области с соответствующим заявлением для рассмотрения и принятия мер в случае необходимости.