За что ответственен маркетплейс и имеет ли смысл с ним судиться

В последние годы онлайн-торговля получила крайне активное развитие. Это удобно, и экономит время. Однако, российское законодательство не всегда успевает за стремительным развитием новых технологий: понятие «маркетплейс» в законах РФ пока что отсутствует и обращения потребителей в Региональный центр защиты прав потребителей свидетельствуют, что не все понимают отличие «маркетплейса» от интернет-магазина и,  соответственно, ответственность его перед потребителями.

Юристы Центра разъясняют:

Не нужно путать онлайн-магазин и маркетплейс. Интернет-магазин  — это сайт одной фирмы, которая продает только свои товары. Маркетплейс (от англ. online marketplace) — это электронная площадка для продажи товаров в интернете. Она отличается от обычного интернет-магазина тем, что на ней торгует множество продавцов, а не один.Простыми словами, маркетплейс является цифровым аналогом ярмарки или рынка. Наиболее известные маркетплейсы — Wildberries, OZON, Lamoda, AliExpress, Яндекс Маркет.

За что ответственен маркетплейс и имеет ли смысл с ним судиться. У маркетплейса меньше обязанностей перед покупателями, чем у интернет-магазина. По общему правилу маркетплейсы отвечают за предоставление недостоверной информации о товаре. Маркетплейс отвечает только за достоверность информации в том объеме, в котором она была получена от продавца, а также за выполнение согласованного порядка оплаты и/или доставки товара. Иные обязательства маркетплейса прописываются в публичной оферте, с которой покупатель должен согласиться перед приобретением товара (услуги).

Ответственность маркетплейса распространяется и на ситуации, когда онлайн-ярмарки ввели клиентов в заблуждение из-за технического сбоя: ситуации не редки, когда из-за ошибки в системе скидок некоторые товары продавались с аномальным дисконтом и стоили от 1 до 50 рублей. У тех покупателей, которые успели приобрести продукцию по столь выгодной цене, уже через несколько часов заказы аннулируются. Сегодняшнее законодательство никак не затрагивает и проблему технических сбоев на интернет-площадках. НО! Роспотребнадзор объяснил: маркетплейс по закону не может в одностороннем порядке расторгать договор купли-продажи даже в таком случае, поэтому пострадавшие потребители вправе требовать исполнения заключенного соглашения, то есть передачи товара по оплаченной цене или возмещения убытков.

Онлайн-платформе не придется отвечать за размещение ошибочных сведений, если такую информацию ей дал продавец товара. Именно с него в этом случае потребителю и нужно требовать взыскания денег.

Если маркетплейс принимает предоплату за покупки, то он и будет ее возвращать — на это ему по закону дается десять дней. Речь идет о ситуациях, когда проданный товар не передали в срок потребителю и тот направил уведомление об отказе от сделки.

Трудности в суде. У потребителей в судебных спорах с маркетплейсами могут возникать сложности из-за выбора надлежащего ответчика: не всегда удается легко определить, к кому нужно предъявлять иск — онлайн-площадке или продавцу.  Судиться именно с маркетплейсом разумно лишь при условии, когда истец не согласен с качеством информации, полученной о товаре; либо если торговая площадка ввела клиента в заблуждение, выдавая себя за продавца.

Краткие выводы и рекомендации:

  • претензии надо предъявлять к продавцу товара, который должен быть указан на сайте;
  • если на сайте маркетплейса нет информации о продавце, продавцом считается маркетплейс;
  • претензию следует направлять способом, который указал продавец;
  • задержка с возвратом денег за товар надлежащего качества не влечет начисления неустойки в 1% в день;
  • если продавец (маркетплейс) отказался от получения претензии, ему грозят неустойка и штраф, даже если покупатель не вернул товар.

Если вы попали в трудную ситуацию и Вам требуется квалифицированная юридическая помощь, Вы можете обратиться к нам!