Когда можно вернуть стоимость авиабилетов?
Близятся новогодние праздники и многие из нас задумываются о путешествиях. Одним из самых удобных видов передвижения к месту отдыха, является, несомненно – самолет. Путешествовать самолетами – легко и быстро! Но что делать, если авиабилет приобретен, а путешествие – отменилось? Региональный центр защиты прав потребителей разъясняет:
По общему правилу, установленному в ст.108 Воздушного кодекса РФ, пассажир имеет право на возврат стоимости авиабилета (провозной платы), если он заранее об этом уведомил перевозчика. Однако, есть нюансы: несколько лет назад законодатель определили две категории авиабилетов — возвратные и невозвратные.
Первые (REFUNDABLE — билет с возможностью возврата) можно вернуть авиаперевозчику без объяснения причин, однако, такие билеты обычно дороже. Если хотите получить назад их полную стоимость, то о поменявшихся планах нужно известить авиакомпанию за 24 часа до начала регистрации на рейс; если обратитесь уже после окончания регистрации, авиакомпания вправе ничего не выплачивать.
Невозвратные авиабилеты (NON-REFUNDABLE — невозвратный билет) существенно дешевле: они дают сэкономить, однако сдать их нельзя (если планы внезапно поменяются, вы потеряете деньги).
Между этими крайностями есть уйма вариантов с разными условиями (CHANGES/CANCELLATIONS PERMITTED, FEES APPLY — билет разрешено обменять/вернуть, эти услуги платные). Бывает, что билет нельзя вернуть, но можно за доплату изменить маршрут, дату или тариф; другие билеты можно сдать, заплатив сбор.
Тем не менее, законодатель позаботился о пассажирах, лишенных возможности вылета именно по вынужденным причинам. Вынужденный возврат авиабилета — это когда вы не можете лететь по веской причине, связанной с форс-мажором у вас или авиакомпании. Самое важное: в таком случае вам вернут все деньги даже за невозвратный билет.
Воздушный кодекс РФ (ст.108) определяет перечень причин, когда возврат считается вынужденным:
- рейс отменили или сильно задержали (существенность задержки определяется внутренними правилами авиакомпании);
- поменялся маршрут перелета;
- пассажиру не досталось место в салоне самолета из-за овербукинга (билетов продали больше, чем кресел в салоне);
- пассажира задержали на досмотре, хотя ничего запрещенного у него не нашли;
- умер член семьи или близкий родственник пассажира;
- заболел пассажир или член его семьи/близкий родственник, с которым они должны были вместе лететь;
- отмена стыковки, если рейс был с пересадкой.
Следует отметить, что на практике суды стараются расширительно толковать причины и доказательства, подтверждающий вынужденный возврат билетов. Так, результат врачебного консультативного заключения с рекомендацией не летать на длительные расстояния судом был признан документом, подтверждающим болезнь пассажира. В другой ситуации, суд встал на защиту потребителя, купившего авиабилет не на нужную дату из-за неполадок сайта авиакомпании (доказать отсутствие системного сбоя в работе портала должен именно продавец).
Так или иначе, если вы хотите попытаться вернуть деньги за авиабилеты, а продавец/авиакомпания отказывается это делать добровольно, напишите досудебную претензию. Этот документ надо будет отправить продавцу/авиакомпании через Почту России не позже шести месяцев после перелёта. Если ответа на нее не поступит, необходимо обратиться с иском в суд.
Приятных Вам полетов!